танки решают всё!
Наркомат танковой промышленности 1941—1945
«Прошу вас честно и в срок выполнить заказы по поставке корпусов для танков КВ Челябинскому тракторному заводу. Сейчас я прошу и надеюсь, что вы выполните долг перед Родиной. <...> Нельзя терпеть, чтобы наши войска страдали на фронте от недостатка танков».

(телеграмма Сталина руководству (УЗТМ), осень 1941 года)
Всего за годы войны советская промышленность произвела 100 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок. Из них больше половины — средних танков Т-34 всех серий и модификаций.

Почти 18 тысяч машин произведено на Танкограде — это пятая часть от всех выпущенных в СССР. В течение войны Челябинск концентрировался преимущественно на производстве тяжелых танков и самоходной артиллерии. Из заводских ворот отправились на фронт 4 тысячи танков КВ («Клим Ворошилов») и почти 4,5 тысячи танков ИС («Иосиф Сталин»), 4,7 тысяч самоходных установок ИСУ-122, ИСУ-152 и др.

Внедрение новых производств обеспечивалось в рекордные сроки. Например, вся работа по подготовке производства танка Т-34 была проведена на Челябинском Кировском заводе была осуществлена за месяц. В итоге за годы войны на фронт было отправлено 5 тысяч «тридцатьчетверок».

Правительство поставило перед челябинцами казавшуюся невыполнимой задачу — без снижения достигнутого объёма сборки танков и САУ наладить производство новых тяжёлых танков ИС, разработанных в конструкторском бюро Танкограда. В августе 1944 года танки ИС встали на поточное производство — в Челябинске был пущен конвейер по сборке тяжёлых танков — на тот момент подобного не было нигде в мире!

Такой высокий выпуск танков обеспечивался за счет упрощения производства и повышения скорости сборки. Если на 1 мая 1941 года танк КВ состоял из 23,5 тыс. деталей, то к концу года их число сократилось до 9 тысяч.

В среднем, время, затрачиваемое на производство танка Т-34 на заводах НКТП, сократилось на 35–55%. Танк изготавливался и собирался за 3100 человекочасов. Пришлось отказаться от обработки сварных швов. С этого момента танки, выпущенные НКТП, покидали заводы с грубой неотшлифованной поверхностью брони и толстыми сварными швами.
«Этот город по праву можно назвать Танкоградом, и самое большое здание в городе – цех сборки. Тот, кто входит туда впервые, остановится на дороге, ошеломленный внушительной картиной: далеко спереди по обе стороны цеха, как пришвартованные к стенке корабли, стоят тяжелые, многотонные танки. <…> Здесь все живет и дышит одним желанием – побольше дать фронту грозных машин, изо дня в день бесконечной вереницей оставляющих территорию завода».

(журналист Л. В. Никулин, 1942 год)