летчики-
испытатели
Поисковое движение России и неравнодушные жители области проделали большую работу по установлению военной судьбы и увековечиванию памяти лётчиков-инструкторов и курсантов Челябинского высшего военного училища штурманов (ЧВВАКУШ), которые погибли в годы Великой Отечественной войны при исполнении служебного долга, во время учебных полётов.
Результаты проделанной работы собраны в рамках данного материала.
Никто не забыт, ничто не забыто!
Никто не забыт, ничто не забыто!
Никто не забыт, ничто не забыто!
Никто не забыт, ничто не забыто!
Родился 16 ноября 1913 года на Украине, в селе Кичинцы Корсуньско-Шевченковского района Киевской области (современное название). В 1929 году окончил неполную среднюю школу в селе Таганец. После окончания школы работал счетоводом. Член ВЛКСМ с 1933 года. В РККА был призван 25 декабря 1937 года. Окончил Ворошиловградскую военную школу летчиков. В 1939 году прибыл в Челябинск для прохождения дальнейшей службы и поступил в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия в звании младшего лейтенанта.

В 1941 году получил звание лейтенанта. Утром 7 июля 1941 года экипаж самолета У-2 в составе летчика-инструктора лейтенанта М. А. Гладышенко и курсанта И. Н. Зязева вылетел с аэродрома и, пролетев по маршруту, начал разворачиваться в районе деревни Ветродуйки. При развороте самолет не набирал высоту, стал резко снижаться и одновременно крениться. Летчик Гладышенко дал команду курсанту Зязеву прыгать с парашютом, отвел горящий самолет от населенного пункта. Самолет зацепился плоскостью за верхушки деревьев и резко пошел вниз, ударился о землю. Последовал взрыв топливных баков. Ценой собственной жизни Михаил Архипович спас жизнь курсанта Ивана Зязева.

Михаил Архипович Гладышенко скончался от полученных ожогов.

Гладышенко

Михаил Архипович

Родился 19 октября 1918 года в поселке Сосьва ныне Свердловской области. Окончил 7 классов неполной средней школы. В 1934–1936 годах учился в техникуме механизации сельского хозяйства. Работал начальником отдела кадров и одновременно учился летному мастерству в Серовском аэроклубе (Свердловская область). В 1936 году учился в Молотовской авиационно-технической школе летчиков. 5 августа 1938 года Верещагинским РВК Молотовской области (Пермского края) призван в ряды РККА. В 1938–1939 годах учился в Иркутском авиационном военном техническом училище. В 1939–1940 годах учился на радиста в 244-м отдельном батальоне связи в городе Уфа. В 1940 году зачислен курсантом в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия.

В апреле 1942 года отправлен на фронт. Воевал в ночном бомбардировочном полку. В 1943 году — на Брянском фронте, в 1944-м — на 2-м Прибалтийском, затем до февраля 1945 года — на 1-м Белорусском фронте. 16 февраля 1945 года был тяжело ранен. До августа 1945 года лежал в госпитале ВЛК № 1. Награжден орденами Красной Звезды (1944 г.) и Красного Знамени (1945 г.), медалями «За взятие Берлина» (1945 г.), «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945 г.). Демобилизовался 26 ноября 1945 года в звании лейтенанта. Вернулся в поселок Сосьва, где до выхода на пенсию работал начальником аэропорта. Иван Никитович со своей женой Ниной Григорьевной воспитали прекрасных детей — Людмилу и Владимира. Но следы от ожогов на его руках всю жизнь напоминали тот день, когда он был курсантом и вытаскивал своего первого командира из горящего самолета.

Иван Никитович Зязев умер 10 октября 1981 года, похоронен в поселке Сосьва.
Зязев
Иван Никитович
Родился 1917 года в селе Спеваковка ныне Новоайдарского района Луганской Народной Республики. В 1931 году семья Новиковых переехала в Ростовскую область — в совхоз «Коммунар» Тацинского района, где Влас окончил начальную школу. Для продолжения учебы Влас уехал в станицу Тацинскую, где в 1935 году окончил семилетнюю школу. Член ВЛКСМ с 1937 года. Поступил на рабфак в городе Шахты Ростовской области. В 1937–1938 годах курсант Ворошиловградского военного авиационного училища. Окончил училище с характеристикой: «Целесообразно использовать в разведывательной авиации в качестве летчика с присвоением звания младший лейтенант».

22 декабря 1938 года принят на службу летчиком-инструктором в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей. Воинское звание лейтенанта получил 19 ноября 1940 года. 14 января 1942 года экипаж самолета Р-5 в составе летчика-инструктора лейтенанта В. Н. Новикова и летчика-наблюдателя курсанта Ф. А. Холопова вылетел для выполнения учебного полета ночью по маршруту Долгодеревенское — Сары — Аргаяш. На аэродром самолет не вернулся, а был обнаружен на северо-восточной окраине озера Агашкуль. После часа ночи погода резко ухудшилась, начался сильный снегопад. Попав в снегопад, самолет пошел на снижение. Не видя световых ориентиров, потерял пространственное положение, столкнулся с поверхностью озера.
Новиков
Влас Никанорович
Родился в 1920 году. С 28 сентября 1940 года курсант Челябинской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия. 14 января 1942 года при выполнении полета по учебной программе на самолете Р-5 в районе озера Агашкуль (60 км от Челябинска) погиб в составе экипажа вместе с лейтенантом Власом Никаноровичем Новиковым.
ХОЛОПОВ
ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ
Родился 17 ноября 1915 года в деревне Дрянново Ольховского района (ныне Шадринский район) Челябинской области (ныне Курганской области).

Здесь же окончил семилетнюю школу. В 1935 году семья Салазкиных переехала в город Свердловск. По октябрь 1936 года Павел работал статистом в Свердловске на центральном складе Среднеуральской гидроэлектростанции. 15 октября 1936 года Свердловским ГВК призван в ряды РККА. По окончании школы младших специалистов направлен на склад Наркомата обороны, размещавшийся на станции Балашиха Московской области.

Летному мастерству учился в Киевском аэроклубе, где и встретил свою будущую жену Анну. После срочной службы поступил в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова, по окончании которой направлен для дальнейшего прохождения службы в 87-й истребительный авиационный полк, затем в Павлоградскую авиационную школу стрелков-бомбардиров, которая в 1941 году вошла в состав Челябинской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия. В звании младшего лейтенанта вместе с женой приехал в Челябинск и продолжил службу в Челябинской военной авиационной школе стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия. В 1941 году в семье Салазкиных родился сын Анатолий. В то время их семья проживала на территории летного училища, в доме № 7. В 1943 году в звание лейтенанта Павел Иванович стал командиром звена.

8 сентября 1943 года экипаж самолета Р-5 в составе командира звена лейтенанта П. И. Салазкина и курсанта И. П. Артамонова вылетел с аэродрома по заданному маршруту. Пролетев контрольную точку Курманово, на связь больше не вышел. Как оказалось, самолет начал разрушаться в воздухе еще над деревней Победа недалеко от Курманово.

Павел Иванович Салазкин и курсант Иван Петрович Артамонов погибли.
Салазкин
Павел Иванович
Родился 30 января 1923 года в деревне Потетино ныне Тарусского района Калужской области. Начальную школу окончил в деревне Потетино, далее учился в районной школе, которую окончил с похвальным листом. В 1940 году поступил в авиационно-технический институт имени Баумана (Москва). В июне 1941 года окончил 1-й курс института. Началась Великая Отечественная война. В первый год войны в летчики набирали, прежде всего, из летных учебных учреждений. Иван Артамонов прошел отбор по здоровью и был зачислен курсантом в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия.

8 сентября 1943 года недалеко от Бродокалмака самолет Р-5 потерпел крушение, его экипаж в составе командира звена лейтенанта П. И. Салазкина и курсанта И. П. Артамонова погиб.
Артамонов
Иван Петрович
Родился в 1922 году в селе Ерлино-Выселки ныне Кораблинского района Рязанской области. С 1930-х годов жил в Москве. В 1940–1941 годах курсант Троицкой военно-авиационной школы механиков, по окончании которой получил звание младшего сержанта. С 22 апреля 1941 года пилот-инструктор Свердловской военной авиационной школы. С 20 июля 1942 года пилот-инструктор Молотовской (Пермской) военной авиационной школы пилотов. Для дальнейшего прохождения службы поступил в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия на должность летчика-инструктора.

7 октября 1943 года в 23:00 экипаж в составе летчика-инструктора младшего лейтенанта В. М. Мартышкина и курсанта Д. А. Тарасова начал выполнять полет по учебной программе. В 23:45 самолет появился над станцией Шагол на высоте 300–400 метров. Затем самолет загорелся, резко пошел на снижение и, обойдя авиагородок по кругу, упал на юго-западной окраине городка, в 700 метрах от дома № 7. В этой авиационной катастрофе погибли младший лейтенант Василий Михайлович Мартышкин и курсант Дмитрий Александрович Тарасов.
МАРТЫШКИН
ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Родился в 1925 году в городе Куса Челябинской области (современное название).

Окончил первый курс энерготехнического института в Москве.
Погиб 7 октября 1943 года в авиационной катастрофе вместе с летчиком младшим лейтенантом Василием Михайловичем Мартышкиным.
тарасов
дмитрий александрович
Родился 26 июля 1922 года в городе Ирбите ныне Свердловской области в семье медиков. В 1941 году окончил среднюю школу в Свердловске. Член ВЛКСМ с 1941 года. Параллельно с учебой в школе занимался в Свердловском аэроклубе. 19 июля 1941 года поступил в Свердловскую специальную школу военно-воздушных сил № 11. Для продолжения дальнейшей службы поступил в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия. Воинское звание лейтенанта получил 15 февраля 1943 года. 22 июля 1943 года назначен командиром корабля.

В ночь с 11 на 12 августа 1944 года экипаж самолета ДБ-3 в составе командира корабля лейтенанта А. Г. Шубина, штурмана младшего лейтенанта Л. И. Каюрова, радиста М. Е. Рязанова и стрелка-радиста Ф. Р. Саттарова выдвинулся с аэродрома на выполнение учебного полета по маршруту ИПМ — (РВ-72) — Карталы-Парижский — КПМ (Бишкиль). В 22:26, пройдя Карталы, экипаж на связь больше не вышел. Остатки разбитого самолета были обнаружены на вершине горы Малый Таганай, в 10 км восточнее Златоуста.
Лейтенант Анатолий Григорьевич Шубин, штурман Леонид Иванович Каюров, радист Михаил Егорович Рязанов, стрелок-радист Фарит Рахимзянович Саттаров погибли.
ШУБИН
АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
Родился 20 апреля 1924 года в Москве. В мае 1940 года вступил в ряды ВЛКСМ. 11 июня 1943 года получил диплом о среднем образовании, окончив Московскую спецшколу ВВС № 1. С 9 июля 1943 года курсант Челябинской военной авиационной школы штурманов и стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия. В 1944 году получил воинское звание младшего лейтенанта.

11 августа 1944 года погиб при выполнении полета по учебной программе на самолете ДБ-3 в районе города Златоуста Челябинской области (хребет Малый Таганай).
КАЮРОВ
ЛЕОНИД ИВАНОВИЧ
Родился в 1925 году в селе Заозерном Галкинского района Курганской области (Галкинский район существовал в 1935–1960 годах).

Окончил 8 классов средней школы. Член ВЛКСМ. В ряды РККА призван в 1943 году. Поступил в Челябинскую военную авиационную школу штурманов и стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия.
11 августа 1944 года, при выполнении полета по учебной программе на самолете ДБ-3, радист Михаил Егорович Рязанов погиб в районе города Златоуста Челябинской области (хребет Малый Таганай).
рязанов
михаил егорович
Родился в 1926 году в деревне Кармановой Янаульского района Башкирской АССР. Окончил семилетнюю школу. Член ВЛКСМ. 6 ноября 1943 года призван в РККА. Фарит с детства мечтал стать летчиком. По воспоминаниям родных: «Когда он видел летящий в небе самолет, говорил: “Я все равно стану летчиком”!» В то время в военкоматах шел набор в летчики. Фарит прошел отбор по здоровью, и его заветная мечта исполнилась, он поступил в Челябинскую военную авиационную школу штурманов и стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия.

11 августа 1944 года, при выполнении полета по учебной программе на самолете ДБ-3, стрелок-радист Фарит Рахимзянович Саттаров погиб в районе города Златоуста Челябинской области (хребет Малый Таганай).
САТТАРОВ
ФАРИТ РАХИМЗЯНОВИЧ
Родился 28 марта 1916 года в городе Астрахани. В 1930 году окончил семилетнюю школу. Работал на строительстве больницы, табельщиком, затем в Москве кладовщиком на заводе Центрального института авиационного моторостроения. 4 января 1938 года военкоматом Первомайского района Москвы призван в РККА. В 1940 году поступил в Волочаевскую военно-авиационную школу пилотов. Здесь встретил свою будущую жену — Ирину. В звании старшины 17 августа 1940 года вместе с Ириной приехал в Челябинск для прохождения дальнейшей службы. В Челябинске у них родились две дочери: Людмила (1941 г.) и Валентина (1943 г.). Семья Стрельцовых жила в авиагородке, в доме № 7.

15 февраля 1943 года Валентину Григорьевичу Стрельцову присвоено звание лейтенанта, он служил в должности командира экипажа, летчика-инструктора. 28 августа 1944 года экипаж самолета Р-5 вылетел по заданному маршруту. Вследствие разрушения самолета во время полета лейтенант Валентин Григорьевич Стрельцов и старшина Евгений Васильевич Блохин погибли.
Стрельцов Валентин Григорьевич
Родился 18 апреля 1923 года в городе Екатеринбурге (в 1924–1991 Свердловск). С началом Великой Отечественной войны в 18-летнем возрасте ушел на фронт добровольцем. Окончил Троицкую военную авиационную школу пилотов. Два года служил в 659-м артиллерийском полку. Был ранен. Лежал в эвакогоспиталях № 2506, 3480, 987. 5 апреля 1943 года демобилизован по ранению. Оправившись от ран, продолжил службу в Челябинской военной авиационной школе штурманов и стрелков-бомбардиров авиации дальнего действия. В конце 1943 года курсант отдела подготовки штурманов. С мая 1944 года летчик-инструктор.

28 августа 1944 года экипаж в составе лейтенанта Валентина Григорьевича Стрельцова и старшины Евгения Васильевича Блохина на самолете Р-5 вылетел по указанному маршруту. При возвращении с задания самолет потерпел крушение в районе поселка Слава.
Лейтенант Валентин Григорьевич Стрельцов и старшина Евгений Васильевич Блохин погибли.
Блохин
Евгений Васильевич